?

Log in

[icon] И эти люди. Господи, и эти люди что-то говорят про российские стандарты безопасности. - texconten
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.

Tags:,
Security:
Subject:И эти люди. Господи, и эти люди что-то говорят про российские стандарты безопасности.
Time:02:28 pm
В Лос-Аламосе авторы рекомендаций по обращению с ОЯТ пропустили невинную описку. Вместо "неорганический наполнитель" получилось "органический". Последующие проверки ошибку не выявили. Рекомендация пошла контрактору на разработку рабочего регламента.

Дальше началось волшебное:

May 2012: The Difficult Waste Team issued its white paper specifying that “Kitty Litter/Zeolite clay” be used to treat nitrate salts.

The waste team, according to a copy made available by the New Mexico Environment Department, spelled out specific concentrations of cat litter/zeolite clay that were to be added to the nitrate wastes to replace the plastic Waste Lock 770. (The team also noted that there had been no documentation of how much Waste Lock was added to drums with nitrate salts and that the salts also hadn’t been measured for weight or volume.)

The team recommended three specific brands of zeolite clay products – not cat litter – that “may be more efficient” than “ordinary kitty litter” in rendering the nitrates into a non-oxidizing solid not prone to chemical reactions.

But, perhaps fatally, the waste team’s paper never specifically used the word “inorganic” as an adjective to describe the cat litter that could be used.


Кстати, я в принципе могу предположить, почему в регламент не были включены конкретные рецептуры: скорее всего, ОЯТ в исследовательском центре менялись по составу от партии к партии. Чего я не могу понять, так это почему в не было включено обязательное определение состава и разработки соответствующей рецептуры для каждой партии. Казалось бы, в ЛАНЛ для этого есть все условия.

Регламент, однако, утвердили. И техники, работавшие по нему, действительно воспользовались пористым наполнителем для кошачьих туалетов. Засыпав им бочечку с раствором солей плутония. Азотных солей. Кисловатым, надо полагать, раствором. А наполнитель (если я правильно понял), несмотря на оптимистичное название Zeolite Clay, содержал... целлюлозу.

Получилась неплохая "грязная бомба": нитроцеллюлоза с радиоактивным наполнителем. Есть подозрение, что еще и слегка саморазогревающимся. Этакий самовзрывчатый РИТЭГ. И когда бочка с этим говном доехала до хранилища, все получилось. Бабахнуть толком не бабахнуло - плотность оболочки подкачала - но скачком давления у бочечки вышибло крышку и разнесло начинку по территории.



Центр по обращению с РАО возобновит свою работу в полном объеме к 2018 году. Смета на очистку "кошачьего туалета" - пол-ярда.

В принципе, это смешно. Ну, сама идея использовать для работ с ОЯТ кошачью засыпку, блестящее стечение обстоятельств - подрядчик, не владеющий основами химии и склонный к экономии. Закон Мерфи как он есть, в лабораторно очищенном виде. Но, блин, эти люди собираются строить хранилище на Украине... ТВСки это, конечно, не лос-аламосские ОЯТ, они куда равномернее в своих свойствах, но все равно как-то страшновато.
comments: Leave a comment Previous Entry Share Next Entry


raffal
Link:(Link)
Time:2015-02-13 11:36 am (UTC)
Принцип отрицательной обратной связи: хотели оболванинивания населения - получите результаты.
(Reply) (Thread)


texconten
Link:(Link)
Time:2015-02-13 11:41 am (UTC)
Ну, я не склонен к глобальным выводам. На мой взгляд, это все-таки стечение обстоятельств и плохо проработанная процедура управления: полномочия в работе с материалами оказались у людей, не обладающих соответствующими компетенциями - хотя в принципе такие люди если в наличии, ВУЗы их выпускают.
(Reply) (Expand) (Parent) (Thread)

karpion
Link:(Link)
Time:2015-08-04 05:40 pm (UTC)
Почему отрицательной? Процесс оболванивания идёт с разгоном, обратная связь = положительная.
(Reply) (Parent) (Thread)


fon_rotbar
Subject:Азотных солей. Кисловатым раствором содержал... целлюл
Link:(Link)
Time:2015-02-13 11:52 am (UTC)
Я отчаянным родился, и ничем не дорожу-
Если голову отрубят, я полено привяжу!
(Reply) (Thread)


texconten
Subject:Re: Азотных солей. Кисловатым раствором содержал... целл
Link:(Link)
Time:2015-02-13 02:15 pm (UTC)
Да, я в этом месте тоже зарыдал. Казалось бы, что может быть известнее...
(Reply) (Parent) (Thread)

gur64
Link:(Link)
Time:2015-02-13 12:14 pm (UTC)
Мнда, деградация.
Знавал я пенсионеров из той (и родственных) конторок - весьма компетентные люди были.

"ТВСки это, конечно, не лос-аламосские ОЯТ, они куда равномернее в своих свойствах, но все равно как-то страшновато."

А если учесть, что женераль из их комитета ухитрился уйти в запой с эффектами в филистерской, в общем то, Москве.. Что ж с ними со всеми на Нэньке-то будет?:)
(Reply) (Thread)

gur64
Link:(Link)
Time:2015-02-13 12:40 pm (UTC)
"А наполнитель (если я правильно понял), несмотря на оптимистичное название Zeolite Clay, содержал... целлюлозу."
Не, там все интереснее.
Шаг 1. Некая умная голова (кто именно, найти не смогли:) озаботилась, что используемый наполнитель Waste Lock 770 - органический, и может представлять опасность (указано, что опаснее его - только органический кошачий наполнитель)
Шаг 2. Предлагаются три варианта цеолитов, эффективнее чем цеолитный кошачий наполнитель. Слово "неорганический" тем не менее отсутствует.
Шаг 3 (есть упоминание, что негранулированные цеолиты пылят) В регламент вносится Cat litter/Zeolite Clay/ Именнно на этом этапе всплывает слово "органический" - все валят друг на друга
Шаг 4 Контрактор забивает на Zeolite Clay, и находит наидешевейший судя по всему Cat litter, из 100% целлюлозы.
Шаг 5 ...:)

(Reply) (Expand) (Parent) (Thread)


lx_photos
Link:(Link)
Time:2015-02-13 12:28 pm (UTC)
Да, забавно :)
Думаю, что и у нас подобного было немало, просто секретность спасала гигантов мысли. И пофигизм насчёт охраны среды тоже.
(Reply) (Thread)


texconten
Link:(Link)
Time:2015-02-13 02:37 pm (UTC)
Конкретно таких инцидентов, вроде бы, не было. В смысле, таких нелепых.

Спасала не столько секретность, сколько закрытость отрасли и принципиальное отсутствие сторонних подрядчиков. Наполнитель для кошачьего туалета просто не имел шансов попасть в производственный цикл, как и вообще любой "гражданский" материал.

Что, впрочем, не спасало процесс от "творчества" людей вполне отраслевых, либо, что бывает еще страшнее - военных. Когда к делу однажды попытались подключить не вполне обученных гражданских операторов, произошел Чернобыль.
(Reply) (Expand) (Parent) (Thread)


lead_and_aether
Link:(Link)
Time:2015-02-13 01:06 pm (UTC)
История пародируется в игре Wasteland 2: там для преодоления полосы радиационного заражения нужно соорудить костюмы из тряпок и zeolite clay, за которой герои долгое время охотятся. Слухи распространяются, испорченный телефон работает, в итоге один из встреченных персонажей говорит "а мне мама говорила: чтобы не бояться радиации, надо есть наполнитель для кошачьих туалетов".
(Reply) (Thread)


texconten
Link:(Link)
Time:2015-02-13 02:38 pm (UTC)
Я до этого еще не дошел :) Застрял в паровозном депо, в разборках путейцев с поездной бригадой :))
(Reply) (Parent) (Thread)


alvarets
Link:(Link)
Time:2015-02-13 01:26 pm (UTC)
это все компьютеры со своим ctrl-c ctrl-v
(Reply) (Thread)


texconten
Link:(Link)
Time:2015-02-13 02:38 pm (UTC)
Автозамена, главный ужас это автозамена.

Отмелькала мультиканальная культурология... :)
(Reply) (Expand) (Parent) (Thread)


miroman
Link:(Link)
Time:2015-02-13 05:04 pm (UTC)
На самом деле судьбы ОЯТ не ясны никому.
Я видел как их вывозят, и даже прессовал эти контейнеры азотом на Кольской. И чуть не погиб при этом, выпустили азота с 12 бочек в реакторном цехе и стали засыпать.
Но. Один состав уходил с двумя спец вагонами сразу за паравозом, а другой- с семью вагонами песка перед локомотивом, а дальше спец вагоны. Спец вагоны- там две бочки по 80 тонн с контурами охлаждения. Там или ехать далеко-близко, или другие тайны.
А по теме, это все равно грязь страшная, так может рекламщики заработают.
1 кассета более 1 кюри - это мертвый город небольшой
(Reply) (Thread)


texconten
Link:(Link)
Time:2015-02-13 05:17 pm (UTC)
Ну как сказать - не ясны... РТ-2 придет - порядок наведет. Если когда-нибудь наконец все же придет :)
(Reply) (Expand) (Parent) (Thread)


akss
Link:(Link)
Time:2015-02-13 10:24 pm (UTC)
Все-таки очень круто, что у них это попадает вообще в печать. А что мы знаем об авариях на Маяке?
(Reply) (Thread)


texconten
Link:(Link)
Time:2015-02-13 11:15 pm (UTC)
А что Вы хотели бы знать об авариях на "Маяке"? В печати есть буквально все, в сети есть еще больше. Просто оно никому не нужно. Если кто-то грозится "раскрыть всю правду", самое лучшее, что можно сделать, это позволить ему ее открыть и помереть от скуки и бессилия.

Тут надо понимать, что нынешняя отрасль допускает очень мало ошибок и те в основном касаются венчурной деятельности по всяким новым бизнесам типа ядерной медицины. Там, конечно, бывают жутковатые фокусы... но, понимаете, на фоне саморазогревающейся бочки с пироксилином и плутонием это все детская игра в крысу.

И второе, что надо понимать - сведения о серьезных технологических авариях в США стали открыто публиковать и обсуждать тоже начиная со второй половины 80-х, на фоне разрядки и вот этого всего, прекрасного далека. До этого тоже не особенно стремились раздувать и информировать, потому что анализ открытых источников придумали еще раньше.
(Reply) (Parent) (Thread)

asox
Link:(Link)
Time:2015-03-02 07:20 pm (UTC)
А что мы знаем об авариях на Маяке?

Можно наверняка сказать, что кошачий наполнитель там не использовался. ;)
А история с тремя (или четырьмя) долбоклюями, включая девицу, что так торопились на вечеринку сливая некую жидкость, что проторопились на всю оставшуюся жизнь - попала даже в какой-то советский фильм про ВЧК/КГБ.
Правда фоном и на фоне процесса умирания героя - с сердцем плохо стало.
(Reply) (Parent) (Thread)


khathi
Link:(Link)
Time:2015-03-02 01:03 pm (UTC)
Говорят в 50-х на «Маяке» йопнуло примерно по такой же схеме. Только масштабчик был малость повыше, ну и причина несколько иная: протухла некондиционная трубка в рубашке охлаждения бочки с ЖРО (по слухам, нержавейки на заводе не нашлось, план горел и вварили вместо неё углеродистую трубку), после чего 200-тонная бочка с нитратными отходами досушила сама себя до состояния пороха.
(Reply) (Thread)


texconten
Link:(Link)
Time:2015-03-03 10:49 pm (UTC)
Отчет рассекретили в начале 90-х же. Там, конечно, был адок на порядок более лютый - не работавшее месяц охладжение емкости, добавка химически несовместимого типа ЖРО, накопление газообразных продуктов реакции (метан с водородом тоже забористая штука)... короче, беспечная юность отрасли в сочетании с советским распиздяйством.
(Reply) (Expand) (Parent) (Thread)

asox
Link:(Link)
Time:2015-03-02 07:29 pm (UTC)
Как мне кажется, тут должны были сыграть свою роль особенности английского языка (лаконичность и большое количество совпадений) и американский подход к построению технической (да и научной) терминологии - когда в качестве специальных терминов используются обыденные слова, да и применяются они "абы как" - в результате язык становится "образным и метафорическим", кхе. ;)

Upd: А ещё рекомендация "как не надо составлять инструкции".
"Избегайте отрицаний". ;) Вместо "использовать неорганический наполнитель" - лучше написать "запрещается использовать органику". А ещё лучше записать обк формы - и что-б они не переходили друг в друга. ;))

Edited at 2015-03-02 07:35 pm (UTC)
(Reply) (Thread)


texconten
Link:(Link)
Time:2015-03-03 10:52 pm (UTC)
Ну я б не сказал, что виденные мною американские техрегламенты написаны образным и метафоричным языком. Тут, видно, было просто какое-то общее падение уровня - одни начали писать рекомендации как бог на душу положит, другие читали их, не думая головой.

Все это, конечно, не может не изумлять в связи с муссируемой последние годы темой перехода американской атомной генерации на малые реакторы. Увеличение количества блоков и станций неизбежно ведет к повышению вероятности всяких удивительных чудес...
(Reply) (Expand) (Parent) (Thread)


imiroshnikov
Link:(Link)
Time:2015-08-04 07:43 pm (UTC)
Дочитал до слова целлюлоза и улыбнулся.
(Reply) (Thread)


sdiki
Link:(Link)
Time:2015-08-06 12:37 pm (UTC)
Ну это, конечно, яркий проё.. американцев. Но российские стандарты знавали истории и повеселее. И я тут даже не про Чернобыль или Кыштым. Я про то, как жутко намусорено на всех отечественных предприятиях ядерного цикла. Например. на берегу Москва-реки на задах завода Полиметаллов и примыкающего к нему МИФИ постоянно находят опасные источники радиации, которые были, видимо, просто выброшены в окошко. В Сарове и других крутых ядерных центрах неоднократно находили очень сильные источники прямо в коридорах (ну, например, пролили там какой-нибудь растворчик, а он впитался и высох). И люди регулярно мимо всего этого ходили, а некоторые, возможно, вскоре умирали. В Сарове относительно недавно погиб исследователь, нечаянно разогнавший околокритическую сборку (а я думал, что такие инциденты только в 1940-50-е случались). Это уже проблема не в том, как пишутся и проверяются регламенты, а в том, как на них забивают.
(Reply) (Thread)


texconten
Link:(Link)
Time:2015-08-06 02:20 pm (UTC)
Все знавали. И наши и немцы и французы и японцы и бразильцы и аргентинцы и китайцы... в общем, все.

Чем более развита атомная отрасль в стране, чем больше для нее применений, тем больше чисто математическая вероятность выхода ЯМ за пределы контуров безопасности. Дело даже не в конкретном, сознательном забитии на регламенты обращения с ЯМ - любой регламент предполагает определенные требования, которые надо соблюдать для того, чтобы вероятность его нарушения не выходила за пределы разумного. Чем больше шагов в производственной цепочке, чем больше участников - тем больше эта вероятность и в какие-то моменты она становится равна единице.

Причем отруливать с этой дороги практически некуда: уход от углеводородов в качестве энергоносителей и фиговенький прогресс в области энергоносителей автоматически предполагает развитие атомной энергетики, причем чем дальше, тем она будет малогабаритнее и транспортабельнее. Ухудшение экологии и, соответственно, онкологической статистики предполагает расширение использования лучевой терапии. И так далее.
(Reply) (Parent) (Thread)

[icon] И эти люди. Господи, и эти люди что-то говорят про российские стандарты безопасности. - texconten
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.