texconten (texconten) wrote,
texconten
texconten

Categories:

Что такое по-настоящему масштабный арт-проект

Серебренников, конечно, не прав. Не в том, что он спер какую-то часть выделенных из бюджета денег - их для того и выделяют, это основная предусмотренная государством форма их использования - и не в том, что он пытается изобразить себя жертвой режима. Хотя, конечно, забавно: всю жизнь проработал в государственных медиа, а когда взяли за растрату, вдруг стал борцом за... чота вот тут пробел, информации за что борец и каким именно, помимо распила, образом, даже у самих соратников-борцов как-то не встречается, помимо традиционного "вы все говно и быдло". Но нет, это все второстепенное, наносное.

Ключевая ошибка Кирилла в том, что он пытался, как и практически все деятели этой самой - расейской госкультары, назовем ее корректно - представить свою культарку как нечто самоценное, обладающее значением в отрыве от немилого окружающего мира. Типа, вот окружающий ужас, а вот мы тут нечто отображаем как художники, пением дискантом и посильными голожопыми танцами, как уж видим - а если кому не по душе результаты, или непонятно, что именно отображаем, то идите нах, мы все равно на госфинансировании, а вы все быдло, ватники, гопота и ничего не понимаете в актуальном перформансе.

Это неправильно. Искусство должно вырастать из окружающей жизни, а не из бюджетного правила и отображать ее ясно, как просветленная оптика, во всей ее красоте и разнообразии. Тогда оно будет неразрывно связано с жизнью и на сторону творца в борьбе за спизженные бюджетные бабки будет становиться сама жизнь, а не одни только коллеги по бизнесу с аналогичными проблемами. Ну и, конечно, при всей неброскости и отсутствии акцентов, повседневная жизнь генерирует такой поток кешака, какой обычный театральный содомит и во сне-то не видит.

Поясню, что я считаю прорастанием из жизни как таковой. Вот что обычно подразумевается под производственным искусством? Ну там - романы Дивова про рабочий полдень на конвейере и будни ВНИИ "Самщит", или, не к ночи будь помянуты, советские эксперименты в этой области, повесть "Битва в пути", леденящий душу китайский триллер про строительство нового цеха "Ход черной пешкой" и северокорейский балет "Работницы прядильной фабрики № 4 под руководством Великого Комчего идут к новым свершениям".

Но ведь это не догма. Да, такое прочтение этой пьесы имеет право на существование - но ведь не обязательно писать, снимать, петь и плясать так, чтоб мухи дохли. Жизнь, если подходить к ней непредвзято и без спеси, демонстрирует нам куда более сочные краски. К примеру: строительство электростанции. Что может быть скучнее и унылей? Да вообще-то почти все. С этим согласится всякий, кто хоть раз видел торчащую из воды посреди водохреналища Калязинскую церковь и слышал об истории проектирования и заливки этого самого водохреналища, да и не только его. Могут случаться аналогичные истории в наши годы? А как же! Для этого не нужна даже Софья Власьевна с ее имманентной склонностью к ритуальному насилию. Хотя совсем уж без России, понятно, не обойтись, будем реалистами. Шпионский порнотриллер про Севастопольскую ГРЭС-2 и сименсовские турбины в стране без санкций не снимешь. А вот если выбраться за пределы отечественной парадигмы, то можно попробовать...

Вот, к примеру взять, мало кто в курсе, что в бывшей Югославии есть собственная АЭС. Запущенная еще в 1983 году. Причем запущенная американцами, что во времена социализма было источником немалого урона для чести Минсредмаша. При распаде страны она досталась Словении и сейчас дышит на ладан, тяжко страдая от недофинансирования и переполнения хранилищ ядерных отходов и облученного топлива (ни перерабатывать, ни вывозить для захоронения американцы его ниасилили). Впрочем, W-PWR 700 славится своей неприхотливостью и надежностью и если над ним не начнут совершать каких-нибудь противоестественных экспериментов, может протянуть еще с десяток лет. А там, как в семидесятых рассуждали, потомки умные, чаво-нито смекнут :)

Ну, другие республики Югославии в 70-80-х годах тоже страстно желали заиметь собственную АЭС. И даже площадки для нее нашли и все приготовили. И если б в ЦК КП СФРЮ не сказали, что по АЭС на каждую республику будет жирно, то сейчас и они бы маялись с проблемой протекающих хранилищ. А так маются только с энергодефицитом и высокими тарифами. И время от времени ходят и предлагают эту тему разным атомщикам - американским, французским, японским и нашим тоже. Чтобы уже перестать судиться из-за кроссграничных энергопоставок со Словенией и коптить воздух угольными живопырками, положить собственный кабель в Италию и заделаться щирым энергоэкспортером, а параллельно приторговывать квотами на углеродные выбросы.

Но те места, на которых у них АЭС можно строить - они же сорок лет просто так не стояли. Пусть там и не планировали поселения нарезать - но вообще это хорошие такие курортные места на берегу моря. И, хотя по идее такого и не должно было быть и в госкадастре земли до сих пор числятся пустующими резервными - но явочным порядком они уже немножечко застроены в любимом Зялтом стиле "курортный курятник", характерном для южного берега Крыма и черноморского побережья Кавказа.

То есть вся береговая линия на пару километров от кромки воды нарезана на крошечные участочки по десять-пятнадцать соток и на каждом из таких участочков гордый маленький хозяин жизни построил себе свою маленькую виллочку, гостиничку или отельчик - бетонный параллелепипед, крытый шифером, обвитый с трех сторон лесенкой с террасками и поделенный на комнатушечки для заселения курортников. Между виллочками местами оставлены узкие обоссанные проходики, но чуть повыше виллочки упираются друг в друга балконами и по вечерам отдыхающие, хряпая местный сухарь под картишки и музыку из планшетов, не перегибаясь передают друг другу с балкона на балкон зажигалки и штопоры.

И больше половины из этих халупок - принадлежат поросятам, которые свалили из сраного совка. Русские, украинцы, белорусы, евреи, татары... Они там давали на лапу через местных адвокатов и застройщиков, чтобы им оформляли как-нибудь по-левому эти участки, строили эти свои халупки, давали им привычные имена - вилла "Маша", отель "Арон", гостевой дом "Солнышко"... А потом двадцать лет грелись на солнышке, принимали мелких туристов и гнали волну на сраную рашку, которая катится своей дорогой в свою зловещую тундру. Потешные чижики.

Только вот, в отличие от Крыма, Кавказа и даже Темрюка с Одессой - все это происходит на участке строительства потенциальной АЭС. Не то чтоб прямо вот в пятне застройки энергоблока, а так. В зоне планирования санитарно-аварийных мероприятий. А это в чем-то еще ужасней. Потому что не всегда требует очень уж заблаговременного оповещения.

Ну и я вот думаю. Если сейчас ихино правительство договорится с Росатым построить там АЭС - то это будет такой номер, каких ни в одном в цирке не показывают и даже в театре Гоголя за государственный счет. Потому что у Росатого была тема, и в принципе совсем-то ее не похерили. Чтоб для транспортировки тяжелого оборудования в тех прибрежных местах, куда по берегу хрен подберешься, немножечко нанимать корабли у ВМФ. Десантные, с возможностью десантирования на неподготовленный берег. Экономия на логистике и стивидорских услугах, вот это вот все. Это ж сейчас "сирийский экспресс" загружен по самое оно, но когда-то ж его и еще чем-то занять придется.

Просыпаешься ты, значит, с легкого похмелья. В своем собственном люксусном апарт-отеле "Зяма и Лупоракис", на первой линии. Пол-первого дня, время пить "Херши". Выходишь весь такой томный на террасу со стаканом фруктового смузи на рислинге, чешешь лысинку, подтягиваешь трусы, смотришь перед собой расфокусированно. Бирюзовая Адриатика, солнце в зените, зеленая лужайка, персики наливаются, розы благоухают, шмели жужжат...

Жутко воет сирена и в километре от живой изгороди люксусного апарт-отеля на берег с рвущим душу скрежетом выползает стометровая серая туша под флагом с косым крестом. Вываливает аппарель и с нее, давя прибрежные кусты, ползут бульдозеры и экскаваторы с "мясорубкой" на бортах. Лязг, солярный чад, рев моторов... На морском параде в детстве все это смотрелось так безобидно и весело...

С моря налетают вертушки, на пригорке за виллой "Людмила" из них в темпе высаживаются мужики в синей униформе с лазерными... слава богу, теодолитами... На секунду сквозь свист турбин и треск винтов прорывается сокрушительное колоратурное сопрано Людмилы, в позе оперной примы застывшей в окне...

Над всем этим похмельным кошмаром разносится спокойный, деловитый, но такой силы, что барабанные перепонки ощутимо прогибаются, голос с характерным неповторимым акцентом:
- ПЯТРОВИЧ, ЯБЕНТЬ! Я КУДЫ, ЯПТИХУЙ, ВЯЛИЛ КУНГИ ГРУЖАТЬ?

И вот в этот момент, именно в этот момент. Надо быть там, в гуще народа. На какие-то первые минуты ставшего снова нашим. И именно в эти первые минуты - снимать, снимать, снимать выражения лиц.

Только лица. Упавший на дорожку бокал со смузи, разлитый рислинг с молотыми абрикосами, растертый метровой ширины гусеницей по пляжной гальке шезлонг, скользящая по застывшим в бассейне детям тень пролетающего вертолета - это все опционально, это все можно вообще потом подмонтировать. Главное - выражение лиц. Ну, детских тоже, конечно, но главное - взрослых, у которых срабатывает вот эта характерная реакция узнавания.

Документальный фильм "Встреча с Родиной".

Такую массовку, такую игру, такой масштаб и, главное, такие эмоции не изобразить ни на каком "Мосфильме", даже если вообще ни копейки не спиздить, у Миниправды просто нет таких денег, а школа Станиславского не предусматривает вживания в такой образ.

К человеку, снявшему это - никогда уже не возникнет никаких вопросов ни у какой налоговой и ни у какого УБЭПа. Они ему сами заносить будут.

Вот это я понимаю как единство народа и искусства.

Ну и другие сюжеты есть, конечно, не менее выпуклые. Жизнь - она вообще дает большую фору даже очень сильно накокаиненному сценаристу и все равно всегда выигрывает.
Tags: resonator, tales without fairies
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 108 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →